СТАТЬИ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Столичный Росреестр зарегистрировал более 85 тысяч прав в рамках "дачной амнистии"

Источник: Росреестр

 

В 2016 году исполнилось 10 лет "дачной амнистии" – закону, который позволил гражданам в упрощенном порядке регистрировать права собственности на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений, в том числе индивидуальные жилые дома (Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" вступил в силу 1 сентября 2006 года).

 

Для Москвы "дачная амнистия" приобрела особую актуальность после присоединения в 2012 году новых территорий с сельскими поселениями и дачными  товариществами. Всего с момента ее старта в 2006 году Управление зарегистрировало около 85 тысяч прав в упрощенном порядке. При этом было зарегистрировано 38 тысяч прав на земельные участки, включая 15 тысяч прав на земельные участки с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.

В 2016 году Управление Росреестра по Москве приняло 2 064 заявления.

 

Упрощенный порядок регистрации прав относится к двум разновидностям объектов недвижимости: объекты, которые в соответствии с законодательством можно строить без получения разрешения на строительство и объекты индивидуального жилищного строительства.

 

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, созданные на дачном или садовом земельном участке, на гараж или другой объект недвижимости, для строительства которого не требуется выдача разрешения, проводится на основании составленной гражданином декларации об этом объекте.

 

При этом упрощенный порядок регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства предусматривает возможность до 1 января 2018 года проведение государственной регистрации прав без получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

 

И.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Москве Дмитрий Петров:

"Государственная регистрация прав в упрощенном порядке стала одним из важнейших этапов законодательного закрепления прав собственности граждан на недвижимость. На сегодняшний день для проведения процедуры государственной регистрации прав в рамках "дачной амнистии" на объекты недвижимости, созданные на дачном или садовом земельном участке, гражданину потребуется оплатить государственную пошлину за услугу и предъявить всего три документа –  декларацию на объект недвижимости, правоустанавливающий документ на земельный участок, если права на земельный участок ранее не были зарегистрированы, и само заявление на регистрацию прав".

Прокуратура города подвела итоги проверок, которые были проведены в связи с пожарами, повлекшими человеческие жертвы

Источник: Прокуратура г.Москвы


В связи с произошедшими в типографии ООО «Печатный экспресс» и складском комплексе АО «Виктория» пожарами органами прокуратуры города во взаимодействии с сотрудниками полиции и МЧС проведены проверки соблюдения требований пожарной безопасности, миграционного и градостроительного законодательства на объектах производственного и складского назначения.


Прокурорами выявлены многочисленные грубые нарушения, в том числе создающие угрозу для жизни и здоровья граждан. В целях их устранения внесено свыше 300 представлений, возбуждено более 900 дел об административных правонарушениях, по материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел по фактам организации незаконной миграции.


Как показали проверки, собственники и арендаторы складских и производственных объектов зачастую эксплуатируют самовольно возведенные строения, наличие которых, как в случае с пожаром в типографии ООО «Печатный экспресс», может стать непосредственной причиной возгорания и гибели людей.

В настоящее время по требованию прокуроров все самовольно возведенные постройки снесены.


Учитывая распространенность нарушений в анализируемой сфере, о чем свидетельствуют зафиксированные в 2016 году 128 пожаров, в результате которых погибли 37 и пострадали 15 человек, пристальное внимание уделено эффективности осуществления столичным управлением МЧС контрольных полномочий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.


Установлено, что за истекший период 2016 года подразделениями ГУ МЧС России по г. Москве (далее – МЧС) проведено 740 плановых и внеплановых проверок юридических лиц данной категории, за нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечены почти 700 юридических и должностных лиц, более 260 правонарушителей понесли ответственность в связи с невыполнением ранее выданных предписаний.


Несмотря на наличие соответствующих полномочий и возложенных законом обязанностей по контролю за устранением допущенных нарушений, сотрудниками МЧС на протяжении 2009 – 2012 годов в типографии ООО «Печатный экспресс» выявлялись однотипные нарушения. Контроль за исполнением выданного предписания об их устранении на протяжении более трех лет не осуществлялся.


Не во всех случаях должностными лицами МЧС при наличии к тому оснований решается вопрос о приостановлении деятельности объектов, дальнейшая эксплуатация которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. Так, только после вмешательства прокуратуры в Преображенский районный суд г. Москвы направлено постановление для решения вопроса о приостановлении деятельности складского комплекса АО «Виктория», при тушении пожара на котором погибли сотрудники МЧС.


В связи с ненадлежащей организацией работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций прокуратурой города начальнику ГУ МЧС России по г. Москве внесено представление.

Рынок ипотеки в 2016 году вырос на 30,6% по сравнению с прошлым годом

Источник: Минстрой России

 

Рынок ипотеки в текущем году вырос на 30,6 % в сравнении с прошлогодними показателями. Об этом сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень 30 ноября на заседании Государственной Думы РФ в рамках «Правительственного часа».

 

Министр рассказал, что в настоящее время единый институт развития в жилищной сфере – «АИЖК» – работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. «За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений», - заявил Михаил Мень.

По его словам, подготовлена законодательная инициатива о введении электронных закладных. «Также для повышения прозрачности ипотечных кредитов подготовлен законопроект предусматривающий раскрытие информации о полной стоимости ипотечного кредита», - сообщил глава Минстроя России.

 

Отвечая на вопросы журналистов, Михаил Мень рассказал, что государственная программа субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках была признана экспертами одной из самых эффективных антикризисных мер Правительства России. Однако, в тех параметрах, в которых программа существует, Правительство России не видит целесообразности ее продлевать. «Но в случае возникновения проблем в экономике, или, если ключевая ставка Банка России опять пойдет вверх, мы немедленно сможем включить отработанный механизм, который применили чуть меньше 2 лет назад», - подчеркнул глава Минстроя России. 

В Москве обещанное очередникам жилье превратилось в коммерческое

Источник: ОНФ

 

В Москве вместо муниципального жилья появился новый элитный жилой комплекс, а москвичи, десятилетиями ожидающие очереди, лишены возможности переехать в обещанные квартиры. Активисты московского штаба Общероссийского народного фронта обнаружили, что новостройки в одном из центральных районов столицы, которых ждали очередники, превратились в коммерческий объект.

 

Речь идет о жилом комплексе в Таганском районе Центрального административного округа (ЦАО) на ул. Сосинская, д. 6, 2-й Дубровской ул. 5-7-9/30, корп. 3, в Большом Симоновском переулке, вл. 22, корп. 2, и отдельно стоящем жилом доме по адресу: ул. Большая Калитниковская, д.42а. Как выяснили общественники, новые дома были построены на месте восьми пятиэтажек, снесенных в 2012 г.

 

«У нас в районе в течение трех лет строились муниципальные дома, которых люди очень ждали. Так, например, на Б. Калитниковской, 42, на месте бывшего Птичьего рынка возведен жилой дом. На публичных слушаниях этот дом проходил как муниципальное жилье для очередников района, а дома на Сосинской улице и вовсе строились по городской программе «волнового» переселения для дальнейшего сноса пятиэтажек, которые в районе еще сохранились, и для заселения очередников. Это и многодетные, и малоимущие, и ветераны Великой Отечественной войны. На сайте управы утверждалось, что на месте сносимых домов будет возведено муниципальное жилье. Об этом же в СМИ заявляли представители исполнительной власти», – сообщил член регионального штаба ОНФ в Москве, глава Таганского муниципального округа Москвы Илья Свиридов.

 

О том, что жилье действительно должно быть муниципальным, в августе 2014 г. сообщили и в газете «Вести Таганки» (№14 (131), стр. 2) – официальном издании управы Таганского района. В заметке под заголовком «Квартиры от государства в центре Москвы – реальность» приводятся слова Екатерины Берсеневой, занимавшей на тот момент пост заместителя главы управы района. Она подтвердила, что действительно планируется построить 12–14-этажные дома, в каждом из которых будет по 200–250 квартир, и подчеркнула, что это «будет муниципальное жилье, а значит, квартиры бесплатно получат те, кто стоит в городской очереди».

 

Строительство домов вскоре началось, однако их облик и характеристика существенно изменились. На месте снесенных пятиэтажек появился жилой комплекс из трех корпусов переменной этажности на 584 квартиры с подземным паркингом на 243 места и с одноэтажными нежилыми домами, образующими дворовое пространство. Некоторые квартиры в этих домах, как сообщается на сайте жилого комплекса, занимают площадь до 181 кв. м и явно выходят за пределы характеристик жилья, которое обычно предоставляется очередникам. Более того, как выяснили активисты ОНФ, эти квартиры уже начали реализовываться на рынке вопреки обещаниям предоставить жилье бесплатно тем, кто стоит в очереди.

 

Чтобы прояснить сложившуюся ситуацию и выяснить, какая часть квартир в данном жилом комплексе все же предназначена для очередников, были направлены запросы в профильные департаменты правительства Москвы. Однако ответить на вопрос, почему квартиры превратились в объект инвестиций и не были переданы нуждающимся в улучшении жилищных условий, представители исполнительной власти города в письмах не смогли и стали перекладывать ответственность с одного ведомства на другое.

 

Так, в Департаменте городского имущества г. Москвы (ДГИ) сообщили, что в конце 2015 г. земельный участок был передан казенному предприятию «Управление гражданского строительства», строительство было включено в Адресную инвестиционную программу города на 2015–2018 гг. На его реализацию из бюджета выделено 657 млн 816 тыс. 300 руб. Вопрос по предоставлению жилья очередникам, как сообщалось в ответе, к компетенции ДГИ не относится.

В свою очередь в Департаменте градостроительной политики (ДГП) также сообщили, что строительство ведется на законных основаниях, объект был введен в эксплуатацию в ноябре 2015 г. в соответствии с разрешением Мосгосстройнадзора. Госзаказчиком на проектирование и строительство является Департамент строительства города Москвы. Вопрос по очередникам, как отметили в ДГП, «находится в компетенции Департамента городского имущества города Москвы». В Москомархитектуре в свою очередь сообщили, что изменения в проекте застройки не согласовывались с местными жителями и советом депутатов, так как земельный участок, на котором велось строительство, был объявлен частью «подлежащей реорганизации жилой территории» и для строительства в таких зонах публичных слушания не нужны.

 

«Получается, что объект построили за счет городского бюджета, а сейчас передают квартиры для реализации на рынке. Такое решение противоречит указу президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг, – подчеркнул Илья Свиридов. – Огромное количество людей в Москве стоят в очереди, десятилетиями не могут получить положенное им жилье, по несколько лет добиваются субсидий взамен квартиры. Можно до бесконечности строить и продавать, но кто будет решать проблемы людей, которые годами живут в ужасных условиях?».

 

Региональный штаб ОНФ в городе Москве предлагает столичному правительству создать прозрачную систему очереди на улучшение жилищных условий, в том числе для льготных категорий граждан. Каждому гражданину должны быть понятны условия постановки на учет, движение очереди и примерные сроки реализации их законных прав на улучшение жилищных условий.

ВС объяснил, как оспорить отказ в постановке на кадастровый учет

Источник: ПРАВО.RU


Верховный суд опубликовал обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета. В нем ВС проанализировал и дал разъяснения по 33 делам данной категории.

В обзоре ВС отмечает, что обобщил практику по спорам, касающимся отказа в осуществлении кадастрового учета, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС и главы 24 АПК, для "обеспечения единообразного подхода к разрешению СОЮ и арбитражными судами дел о применении отдельных положений закона "О государственном кадастре недвижимости".


Что можно считать объектом недвижимости?

Так, разбирая одно из дел, Верховный суд подчеркивает, что действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, который не является объектом недвижимости. Бизнесмен оспаривал в арбитраже отказ в постановке на кадастровый учет "навеса для ожидания транспорта". По его словам, он получил участок земли именно для возведения этого объекта, который имеет прочную связь с землей, а демонтировать его без ущерба назначению невозможно (т.е., согласно ст. 130 ГК, является объектом недвижимости). Однако суды установили, что навес представляет собой конструкцию, которая крепится на бетонную площадку болтами, обеспечивающими лишь временную связь с ней. Демонтаж либо перемещение объекта (его частей) не нанесут ущерб всей конструкции (остановочно-торговому комплексу), и она сможет после этого использования по назначению, указали суды, отклонив иск (п. 1 обзора).

Кроме того, анализируя другое дело, ВС отметил, что к объектам недвижимости нельзя отнести и асфальтобетонное покрытие (п. 2 обзора). А недострой, по мнению Верховного суда, можно поставить на кадастровый учет лишь в том случае, если степень выполнения работ позволяет идентифицировать его как самостоятельный объект недвижимости. В качестве примера приводится дело, где бизнесмен требовал зарегистрировать в качестве недвижимости три сваи, вбитые в землю, но получил отказ от судов всех инстанций (п. 3). При этом здание (помещение), которое ставят на учет должно быть обособленным и изолированным, то есть, не являться пристройкой к другому зданию или его частью, огражденной, например, строительными конструкциями (п. 4).

А часть жилого дома может быть поставлена на учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной, указал ВС и привел в пример следующее дело. Т. отказали в кадастровом учете части одноэтажного жилого дома, тогда он пошел оспаривать это решение в суд. В ходе разбирательства выяснилось, что ранее дом был в долевой собственности Т. и А., однако впоследствии по решению суда Т. выделили отдельный блок из трех комнат, кухни, коридора, уборной и кладовки, который имел отдельный выход, систему отопления и индивидуальные коммуникации. Суд удовлетворил требования заявителя, поскольку жилой дом состоит из двух блоков, являющихся изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования (п. 5 обзора).


Тонкости постановки на учет комнат в квартире

Также ВС разъясняет, в каких случаях возможно поставить на кадастровый учет в качестве единого объекта несколько комнат в коммунальной квартире. Заявителям не должны отказывать в регистрации, если такие комнаты являются смежными и изолированы от других помещений. То есть, имеют "общую" стену, один вход, и из одной можно пройти в другую. При этом, если такие помещения разделены местами общего пользования, регистрировать их как один объект недвижимости нельзя.


Регистрация частей объектов недвижимости

Зарегистрировать право на часть объекта недвижимости можно, если проведена госрегистрация ограничения (обременения) вещного права, в связи с установлением которого эта часть образована. В качестве примера приводится обращение потребительского кооператива, которому отказали в регистрации права собственности на кладовые, поскольку те располагались на участке, находящемся в муниципальной собственности. Вместе с тем выяснилось, что часть земли под помещениями кооператив арендовал у муниципалитета. Суд решил: раз на части участка есть обременение, находящаяся на нем постройка может быть зарегистрирована как отдельный объект.

При этом кадастровый учет частей объектов недвижимости (например, части переданного в пользование помещения, крыши или стены здания), осуществляется только в целях отражения в государственном кадастре сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав. При этом внесение в кадастр соответствующих сведений в указанных целях не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости. Учет части переданного в пользование объекта недвижимости - право, но не обязанность собственника или арендатора, напоминает ВС.


Проблемы с кадастровым учетом после перепланировки

"Кадастровый учет изменений помещения, касающихся также и характеристик всего здания, без внесения изменений в сведения о здании недопустим", - отмечает ВС и иллюстрирует это следующим примером. Компания-собственник нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания, сделала к нему пристройку. Затем она подала в орган кадастрового учета заявление об учете перепланировки, приложив к нему техплан помещения. Однако фирма получила отказ, так как проведенная ею реконструкция изменила конфигурацию и границы всего здания, чей план с учетом изменений у нее и запросили. Тогда организация обратилась в арбитраж, пояснив, что принадлежащее ей помещение прошло учет как самостоятельный объект, и изменение его характеристик не влечет изменение данных кадастрового учета всего здания. Однако суд отказал в удовлетворении ее иска, указав, что работы по реконструкции помещения "очевидно повлекли изменение характеристик всего здания", элементом которого является данное помещение (п. 10 обзора).

ВС анализирует еще одно дело, затрагивающее вопросы кадастрового учета после перепланировки. Департамент подал заявление "об осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения", однако получил отказ. Орган кадастрового учета указал заявителю на отсутствие документов, подтверждающих согласование перепланировки. Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд, сославшись на то, что предоставленный им техплан содержал все необходимые сведения об изменениях в объекте недвижимости. Первая инстанция и апелляция встали на сторону заявителя, указав, что ст. 22 закона о кадастре не предусматривает предоставление решения о согласовании перепланировки в качестве документа, необходимого для кадастрового учета.

Однако окружной арбитраж отказал в удовлетворении заявления, напомнив, что переустройство жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления (ст. 26 ЖК). Завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии, который направляется в орган кадастрового учета. Однако, согласно материалам дела, последний не получал акта приемочной комиссии. В ответе на межведомственный запрос сказано, что соответствующих документов попросту не имеется. Собственник жилья, который провел самовольную перепланировку, несет предусмотренную законодательством ответственность и обязан привести помещение в прежнее состояние (ч. 3 ст. 29 ЖК), напомнил ВС (п. 11 обзора).


Кадастровый учет земельных участков

Также Верховный суд осветил некоторые спорные моменты, связанные с кадастровым учетом земли. Так, например, невозможно поставить на учет земельный участок, если истек срок действия схемы его расположения. Некий М. обратился в местную администрацию с заявлением о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка, на котором долгое время был расположен его огород. И все бы ничего, но схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории оказалась "просроченной", поэтому суды посчитали отказ в постановке на учет обоснованным.

Невозможно поставить на учет выделенную в натуре долю земельного участка, сформированного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в данном доме. ВС указал, что это будет считаться нарушением запрета, установленного пп. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК. Также правомерен отказ в постановке на учет участка, если его размеры не соответствуют тем, что указаны в градостроительных регламентах (входят в правила землепользования и застройки, а в отношении земельных участков), Земельном кодексе или других федеральных законах (в случаях, если на земли не распространяется действие градостроительных регламентов). Так, например, нельзя образовать участок в 400 кв. м для ведения подсобного хозяйства, если в градостроительном регламенте населенного пункта, где тот расположен, указано, что его минимальный размер должен составлять 800 кв.м.

При этом, если вы не регистрируете землю "с нуля", а лишь проводите кадастровое уточнение границ, увеличение ее площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – 10% от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не должно стать помехой в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку такого основания для отказа не содержится в ст. 27 закона о кадастре.


Оповещение заинтересованных лиц

"Круг лиц, с которыми производится согласование местоположения границ земельного участка, определяется на момент совершения кадастровых работ", - указывает в обзоре ВС и разбирает следующее дело. Кадастровый инженер А. направил в орган кадастрового учета межевой план, подготовленный в связи с уточнением границ и площади участка, занятого автодорогой общего пользования. Однако инженер получил отказ, так как не согласовал план с С. - арендатором смежных участков. Это решение А. оспорил в суде, который установил, что право аренды С. на указанные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано позже даты проведения кадастровых работ. До С. их арендатором был Р., с которым А. согласовал уточненные границы. В связи с этим суд признал решение органа кадастрового учета незаконным (п. 20 обзора). ВС, анализируя другое дело, также отметил, что если в государственном кадастре недвижимости есть адреса лиц, заинтересованных в согласовании границ земельного участка, каждого из них нужно индивидуально оповестить о собрании, где будет проводится такое согласование.


Если сведения носят временный характер

Если сведения о земельном участке, которые вносят в госкадастр недвижимости не имеют временного характера, то снять его с кадастрового учета можно только после преобразования или в других случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, администрация представила предпринимателю землю для строительства ТЦ, а когда оно было окончено, попросила снять участок с кадастрового учета. Суды отказали муниципалитету, так как сведения, представленные в реестр не были временными, и никаких действий с участком не производилось.

Напомнил ВС и о том, что если договор аренды земельного участка не подлежит регистрации, на его основании нельзя изменить статус сведений государственного кадастра недвижимости об участке с временного на учтенный или продлить срок действия временного характера таких данных. Временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды. К временным сведениям относятся и данные о постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено. Не носят временного характера сведения о ранее учтенных земельных участках. Приостановление аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений, которые носят временный характер, может применяться судом в качестве обеспечительной меры.


Отмена решений о регистрации

Если суд счел незаконными действия органа кадастрового учета, требование о снятии спорного земельного участка с учета подлежит удовлетворению, если для этого нет препятствий (например, наличие межевого спора, спора об исправлении кадастровой ошибки), отмечает ВС. Компания оспорила в суде решение госоргана о постановке на кадастровый учет нескольких участков. Она указала, что является арендатором участка, из которого путем несанкционировнного раздела вычленили спорные участки. Из-за такого раздела организация не может эксплуатировать принадлежащие ей объекты недвижимости. Однако суд первой инстанции отклонил ее заявление, подчеркнув, что доступ к недвижимости может быть организован через другие земельные участки. Апелляция и кассация это решение отменили, сославшись на заключение землеустроительной экспертизы. Она установила, что раздел исходного участка сделал невозможной эксплуатацию расположенных на нем двух объектов недвижимости, принадлежащих компании. А сформированные участки не достаточны для эксплуатации зданий (п. 28 обзора).

В другом деле ВС подчеркнул, что если объект недвижимости находится в долевой собственности, то его кадастровый учет осуществляется на основании заявления всех собственников. В случаях, когда хотя бы один из них не согласен, в постановке на учет должны отказать.


Разное

Арендатор государственной или муниципальной земли сроком больше, чем на пять лет, вправе самостоятельно внести в госреестр сведения об изменениях такого участка, отмечает ВС. А орган госвласти, осуществляющий полномочия собственника, может обратиться с заявлением о внесении таких изменений относительно участка, находящегося в силу закона в собственности РФ, даже если госрегистрация права собственности не проводилась.

Кроме того, ВС подчеркивает, что "внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не допускается, если сведения о таком объекте уже содержатся в государственном кадастре недвижимости" (п. 3 ч. 17 ст. 45 Закона о кадастре). В качестве примера приводится следующее дело. Орган кадастрового учета отказал А. во внесении сведений об участке в связи с тем, что в государственном кадастре недвижимости он уже был учтен. А. оспорил это решение в суде, который установил, что данный участок обременен договором аренды с одной из компаний. В сентябре 2011 года по ее заявлению госорган исправил ошибку в кадастровых сведениях о категории земель, к которой отнесен спорный участок, указав категорию "земли лесного фонда". В феврале прошлого года также по заявлению организации в кадастр недвижимости внесли сведения о местоположении участка, а также сведения о его арендаторе. А. обратился в орган кадастрового учета позднее, в мае 2015 года. С учетом этого суд оклонил его иск (п. 33 обзора).

Государственная регистрация недвижимости с 1 января 2017 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

 

С 1 января 2017 года вступает в силу федеральный закон, который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и реестре прав. 

 

УДОБНЕЕ

 

В настоящее время кадастровый учет и регистрация прав – это разные процедуры. Вместе с тем, нередко граждане совершают операции с недвижимостью, для которых требуются обе процедуры. Создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

С января 2017 года можно будет сдавать документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости в любом офисе приема-выдачи документов, и неважно, где ваш объект расположен. Так, если земельный участок расположен в Самаре, а вы проживаете в Москве, вам вовсе не обязательно ехать в Самару, чтобы подать документы на регистрацию права собственности, а нужно будет обратиться в любой удобный офис приема-выдачи документов. И, конечно, услугу можно будет получить, как и сейчас, в электронном виде, то есть не выходя из дома.

Если у вас нет времени забрать документы после проведения регистрации права собственности, вам могут доставить готовые документы в любое удобное для вас место и время. Для этого необходимо при подаче заявления указать в нем способ получения «курьерская доставка». Данная услуга будет платной.

 

БЫСТРЕЕ

 

Вступление в силу нового закона упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней.

Новый закон сокращает сроки не только регистрации, сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее. Если вам необходима выписка о вашем объекте недвижимости, вы сможете получить ее в течение трех дней вместо пяти.

Приказом Минэкономразвития России от 10 мая 2016 № 291 установлены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

 

НАДЕЖНЕЕ

 

Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений. Таким образом Росреестр укрепит гарантию зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

Согласно новому закону, свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.

 

 

Внимание! Эти нововведения вступают в силу 1 января 2017 года. Если вы подадите документы на регистрацию прав и кадастровый учет до 31 декабря 2016 года, то государственные услуги будут предоставлены в порядке и сроки, определенные действующим в настоящее время законодательством.

КС повторно отказался рассматривать жалобу на внесудебный снос самостроя в Москве

Источник: ПРАВО.RU


Конституционный суд отказался рассматривать жалобу индивидуального предпринимателя из Москвы, оспаривающего конституционность ч. 4 ст. 222 ГК, разрешающую сносить самовольную постройку без решения суда. 

В июле прошлого года ст. 222 ГК была дополнена п. 4, который позволяет муниципальным властям сносить самовольные постройки, если те находятся на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или если этот участок расположен в зоне с особыми условиями использования, на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей. Эти изменения повлекли за собой так называемую «ночь длинных ковшей» в Москве в феврале текущего года (см. "Самосуд для самостроев: смогут ли владельцы снесенных в Москве ларьков получить компенсацию"). Тогда в столице снесли больше сотни самостроев, еще столько же построек снесли летом или пустят под снос в ближайшее время (см. "Правительство Москвы снесет еще 107 объектов самостроя").

Под снос попало и одноэтажное здание, принадлежащее Нине Мурадовой, которое она сдавала в аренду коммерческим фирмам. В декабре прошло года Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы направила ей уведомление о том, что столичное правительство признало здание самовольной постройкой и предписало его снести до 23 января 2016 года, обещая в противном случае демонтировать постройку в принудительном порядке. В феврале 2016 года префектура административного округа Москвы снесла здание.  

Мурадова попыталась обжаловать уведомление (дело А40-250724/2015), однако АС Москвы в апреле этого года признал действия мэрии, префектуры и Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы законными. Апелляция это решение поддержала. Суды исходили из того, что оспариваемое уведомление не является ненормативным правовым актом, который влечет возникновение каких-либо правовых последствий для заявительницы. Мурадова с таким решением не согласилась и подала жалобу в КС. По ее мнению, п. 4 ст. 222 ГК предоставляет соответствующим органам право принимать и исполнять решения о внесудебном сносе постройки, право собственности на которую было зарегистрировано уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке, а потому не соответствует ст. 35 и 118 Конституции.

КС, в свою очередь, пришел к выводу, что в п. 4 ст. 222 ГК закреплен механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т. е. объектов, являющихся, согласно п. 1 той же статьи, самовольными постройками. Притом, расположены они на участках, где строить нельзя, а значит, существенным образом ухудшают комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье. Кроме того, снести объект можно, если он создает препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность, а также если не выявлен владелец самостроя. При отсутствии какого-либо из условий решение о сносе в отношении зданий, строений или других сооружений органами местного самоуправления принято быть не может, решил КС.

Кроме того, КС в своем определении указал, что этот вопрос уже рассматривался в суде – ранее депутаты Госдумы от КПРФ также требовали признать эту норму неконституционной. Определением № 1748-O от 27 сентября 2016 года КС отказал в принятии к рассмотрению запроса депутатов. Свою позицию он мотивировал тем, что у лица, осуществившего самовольную постройку, всегда есть возможность оспорить решение о её сносе, либо признать действия по сносу незаконными и взыскать убытки. Кроме того, зарегистрированное право собственности не препятствует признанию постройки самовольной, то есть наличие записи в ЕГРП не мешает принять решение о сносе самовольной постройки и во внесудебном порядке (см. КС разрешил местным властям сносить самострои без решения суда). 

Москва обложит налогом по кадастровой стоимости 90% торгово-офисных площадей

Источник: ПРАВО.RU


Правительство Москвы расширит перечень коммерческой недвижимости, которая облагается налогом на имущество по его кадастровой стоимости, пишут "Ведомости".


Сейчас в этот список входят объекты площадью свыше 3 000 квадратных метров, которые находятся на торгово-офисных участках. Другая категория – используемые в качестве офисов или торговых площадок здания площадью свыше 2 000 квадратных метров. Сам налог составляет 1,3% от кадастровой оценки, в 2017 году он вырастет до 1,4%, в 2018 году – до 1,5%.


Как заявил глава столичного департамента экономической политики Максим Решетников, со следующего года площадь объекта в расчет приниматься не будет, только вид разрешенного использования участка. Это уравняет владельцев, объясняет он: у крупных зданий полезные площади меньше, а налоговая нагрузка относительно дохода выше примерно на треть.


Нововведение приведет к тому, что до 90% всей торгово-офисной недвижимости окажется налогооблагаемой по кадастровой стоимости – это около 24 тысяч объектов. В 2016 году с 7 тысяч зданий московские власти рассчитывают получить около 40 млрд рублей.


Эксперты говорят, что кадастровая оценка в Москве завышена, при этом в целом она вырастет в 2017 году на 1-2% при одновременном снижении рыночной оценки.


Ранее сообщалось, что кабмин, в связи с введением государственной монополии на кадастровое оценивание, позволит регионам самостоятельно принять решение по пересмотру действующей оценки (см. "Правительство разрешит регионам пересчитать кадастровую стоимость"). Поднимать ее выше рыночной запретило Минэкономразвития в своих методических рекомендациях (см. "МЭР запретил поднимать выше рыночной кадастровую стоимость недвижимости

Бабушкинская межрайонная прокуратура отстояла право московской семьи на приватизацию жилья

Источник: Прокуратура г.Москвы


Бабушкинская межрайонная прокуратура в судебном порядке отстояла жилищные права 64-летней москвички и членов ее семьи, добившись признания права собственности на квартиру.


Основанием для обращения прокурора в суд послужили результаты ранее проведенной проверки по обращению женщины о том, что она длительное время не может приватизировать жилое помещение, в связи с утратой жилищными органами ордера на квартиру.


Проверкой установлено, что пенсионерка, инвалид 2 группы в соответствии с договором социального найма жилого помещения, заключенным с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, является нанимателем жилого помещения - двухкомнатной квартиры по улице Коминтерна. Совместно с ней в квартире проживают дочь и несовершеннолетний внук.


При этом Департаментом городского имущества г. Москвы в предоставлении женщине и членам ее семьи государственной услуги «Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы» было отказано.


Данное решение было мотивировано тем, что в представленном пакете документов отсутствует документ-основание вселения семьи в жилое помещение.

Вместе с тем, как следует из справки МФЦ, муниципальный и обменный ордер на занимаемую семьей пенсионерки квартиру был утерян в связи с многочисленными реорганизациями, при передаче архивных документов.


Учитывая, что ранее право на приватизацию жилого помещения заявительницей и членами ее семьи использовано не было, они были вселены в жилое помещение на законных основаниях и с ними заключен договор социального найма, они имеют право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, находящего в собственности г. Москвы. Утрата жилищными органами ордера на квартиру не может служить основанием для отказа семье в ее приватизации.


Бабушкинский районный суд г. Москвы требования прокурора о признании за москвичкой, ее дочерью и несовершеннолетним внуком права собственности по 1/3 доли за каждым на жилое помещение - двухкомнатную квартиру в порядке приватизации удовлетворил в полном объеме.

Решение вступило в законную силу, ход его исполнения контролируется прокуратурой.

Прокуратура Юго-Западного административного округа добилась решения суда в пользу москвичей, лишившихся жилья в результате «квартирного рейдерства»

Источник: Прокуратура г.Москвы


Благодаря принципиальной и наступательной позиции прокуратуры Юго-Западного административного округа принято судебное решение, которым не только восстановлены нарушенные жилищные права конкретной семьи, но и создан прецедент в пользу всех москвичей, лишившихся жилья в результате «квартирного рейдерства».

Проблема «квартирного рейдерства», когда собственник незначительной доли в квартире, принадлежащей добросовестным гражданам, заселяет в жилое помещение так называемых «профессиональных соседей», стала особо актуальной для столицы. Такие «соседи» целенаправленно создают невыносимые условия проживания собственникам, как правило, относящимся к социально уязвимым категориям населения, нередко применяя к ним насилие.

Подобная ситуация произошла и в семье москвички Ларисы Дреминой и двух ее несовершеннолетних детей. Бывший супруг женщины с нарушением действующего законодательства, а также прав своих детей произвел отчуждение принадлежащей ему доли в квартире на улице Аллея Витте «квартирным рейдерам». С целью понуждения женщины к совершению сделки по продаже оставшейся доли вселившиеся лица совершали в отношении нее противоправные действия, сопряженные с физическим и психологическим насилием. Более того, они выкладывали в социальных сетях фото из квартиры потерпевшей, позируя с предметом, похожим на пистолет и разбросанными денежными купюрами.

По инициативе прокуратуры Юго-Западного округа впервые в столице «квартирному рейдерству» дана уголовно-правовая оценка. 17 июня 2015 года окружным подразделением полиции было возбуждено уголовное дело по п.п. «б» и «в» ч. 2 ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки, с применением насилия, совершенное организованной группой) в отношении Евгения Макарова, Александры Молчановой, Яны Графовой, Шамхана Бестаева, Джабраила Баркинхоева, Тимура Саиева, Адама Висаева, которое в настоящее время рассматривается Зюзинским районным судом г. Москвы.

Помимо этого, прокурор округа обратился в суд с исковым заявлением о признании недействительной сделки, заключенной бывшим супругом Ларисы Дреминой и участницей группы «квартирных рейдеров» - Александрой Молчановой.

Воспользовавшись тем, что суд отказал в применении обеспечительных мер в виде запрета на совершение сделок со спорной квартирой, участники группы совершили ряд взаимосвязанных противоправных сделок (в том числе купли-продажи и дарения), направленных на получение права собственности на 2/3 доли в квартире.

Так, несмотря на избрание в отношении Молчановой меры пресечения в рамках возбужденного уголовного дела, она заключила две сделки, подарив соответственно 1/18 и 11/18 долей в квартире другим посторонним лицам. Таким образом, был использован механизм совершения системы притворных сделок, конечной целью которых являлось полноценное завладение квартирой Ларисы Дреминой.

С учетом этого прокурор округа обратился с иском уже к новым собственникам долей в спорном жилье.

Судебный процесс, длившийся почти год, активно освещался в средствах массовой информации. При этом следует отметить активную гражданскую позицию потерпевшей Ларисы Дреминой, не побоявшейся обратиться в правоохранительные органы, и открыто выступить против «профессиональных соседей».

Прокуратуре удалось доказать, что череда сделок, заключенных бывшим мужем потерпевшей и «квартирными рейдерами», совершены в нарушение основ нравственности и правопорядка.

19 июля 2016 года решением Зюзинского районного суда требования прокурора были удовлетворены. Договор купли-продажи 2/3 доли в праве собственности на жилое помещение, заключенный 10 апреля 2015 года с Молчановой, признан недействительным. Права и обязанности покупателя указанной доли переведены с ответчиков на Ларису Дремину, за которой решением суда признано право собственности на 2/3 доли в спорной квартире.

На днях Московский городской суд решение суда первой инстанции, обжалованное «квартирными рейдерами», оставил без изменения. Решение вступило в законную силу.

Работа, направленная на защиту жилищных прав москвичей, продолжается.