СТАТЬИ

Рынок недвижимости ушел на “карантин”

В марте на рынке столичной недвижимости наблюдались настоящие «американские горки»


Источник: RussianRealty

 

Девальвация рубля на 20%, вызвавшая ажиотажный спрос на квадратные метры, сменилась резким падением активности покупателей после объявленного в Москве режима полной самоизоляции.

Аналитики Циан проанализировали городской и загородной рынки недвижимости (купли-продажи, а также долгосрочной и посуточной аренды), оценив ситуацию по каждому из сегментов в столичном регионе и других городах-миллионниках.

Для анализа спроса эксперты Циан посчитали количество просмотров объявлений на сайте cian.ru в марте 2019 и марте 2020 года в Москве.

 


  • Ажиотажный спрос на фоне девальвации рубля сменился падением. Объявленный в Москве “карантин” привел к снижению активности потенциальных покупателей. Вторичный рынок «просел» за последнюю неделю на 28%, сегмент новостроек потерял 20% спроса.
  • В сегменте аренды максимальное снижение спроса зафиксировано на рынке посуточной аренды. Спрос на такие объекты в годовой динамике упал на 25%. За последнюю неделю – на 49%. Долгосрочной арендой стали интересоваться реже на 2% за месяц. В период самоизоляции спрос упал на 25%.
  • Москвичи стараются переждать пандемию за городом – количество просмотров объявлений о долгосрочной аренде коттеджей и дач в области выросло в три раза в сравнении с прошлым годом.
  • Пик спроса на аренду загородных домов пройден: с 28 марта, после распространения режима самоизоляции на всех граждан, число просмотров загородных домов снижается.
  • Жесткие меры властей по предотвращению распространения коронавируса привели к смещению спроса. Клиенты стали чаще интересоваться посуточной арендой домов.
  • Самым устойчивым на загородном рынке оказался сегмент купли-продажи домов. Количество просмотров объявлений о продаже коттеджей и дач увеличилось в марте 2020 года на 25%. Возможно, после завершения пандемии интерес к этому сегменту вновь вырастет (особенно среди тех, кто договорится и дальше работать на удаленке).


 

ГОРОДСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ


1. Вторичный рынок. Продажа.



По подсчетам аналитиков Циан, спрос на вторичном рынке недвижимости Москвы по итогам марта 2020 года оказался всего на 7% выше, чем в марте 2019 года. Резкий всплеск активности клиентов был зафиксирован 9 марта (+36%), что было вызвано обесцениванием рубля - покупатели пытались сохранить средства, вкладывая их в квадратные метры.


Еще одна причина высокого спроса – возможное удорожание ипотеки, как это было в конце 2014 года, когда ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 17%, что фактически «парализовало» рынок жилищного кредитования. Ставка по ипотеке сегодня находится на минимальном за всю историю уровне. Опасаясь повторения сценария пятилетней давности, россияне решили зафиксировать за собой выгодный процент и одновременно переложить деньги в другой актив.


20 марта стало известно о сохранении ключевой ставки. С 22 марта количество просмотров объявлений о продаже на вторичном рынке снизилось. Одновременно обострилась ситуация и с распространением коронавирусной инфекции в столице. После объявленного режима полной самоизоляции для всех жителей покупательская активность на вторичном рынке резко пошла на спад. С 26 по 31 марта количество просмотров объявлений о продаже упало относительно аналогичного периода 2019 года на 28%.



2. Первичный рынок. Продажа.



На первый взгляд, сегмент новостроек должен быть более устойчив в сравнении со вторичным рынком. Несмотря на вынужденное закрытие офисов продаж, застройщики продолжают консультировать клиентов по телефону, предлагая дополнительные скидки для поддержания спроса. К тому же на первичном рынке сделку можно заключить дистанционно, через личный кабинет, оплатив всю сумму или первый взнос по ипотеке с карты и/или личного счета. Однако даже при наличии всех возможностей для заключения сделки и дополнительных бонусов, спрос в последнюю неделю месяца просел на первичном рынке на 20%. Это чуть меньше, чем на вторичном рынке (-28%), где заключить дистанционную сделку практически невозможно.


Всего в марте 2020 года количество просмотров объявлений о продаже новостроек оказалось на 2% выше, чем в марте 2019 года. Резкий рост активности клиентов так же, как и на вторичном рынке, зафиксирован 9 марта (+30%). Таким образом, динамика спроса в сегменте новостроек и готового жилья, оказалась сопоставимой. Рынок новостроек оказался более устойчив за счет возможности дистанционных продаж.

 

Компания: ЦИАН