Как и в случае любых кризисов, собственникам торговых комплексов нужно быть гибкими, искать возможности и для себя, и для арендаторов, уметь договориться с ними
Источник: КГПиС г.Москвы
Многие организации в рамках борьбы с распространением коронавируса перешли на дистанционный режим работы и обслуживают клиентов онлайн. Однако не у всех есть возможность перестроиться. К примеру торговые центры существуют только за счет приходов посетителей. Как ТЦ могут справиться с кризисной ситуацией и быстро возобновить привычный режим работы для горожан?
Коммерческий директор Glincom Иван Татаринов рассказал в интервью порталу Стройкомплекса, как нужно действовать руководителям ТЦ, чтобы обеспечить прежний комфорт и безопасность посетителей.
– В связи с пандемией закрылись торговые центры. Как долго они смогут «просуществовать» в таком режиме без посетителей?
– С торговыми центрами как объектами коммерческой недвижимости ничего не произойдет ни сейчас, ни в будущем. А вот некоторые собственники моллов как субъекты права могут не пережить период простоя – прежде всего, из-за больших кредитов. Поскольку арендных потоков сейчас нет, они не могут обслуживать банковские кредиты.
Также значение будет иметь возможность сократить так называемые косты – зарплаты, операционные издержки – и получить поддержку государства по налогам, оплате коммунальных услуг и рефинансированию кредитов.
– Сколько времени потребуется, чтобы ТЦ наладили привычный режим работы для посетителей?
– Технически запустить их можно за две-три недели. Но после снятия ограничений все они столкнутся с разными сложностями.
Во-первых, далеко не все арендаторы переживут период простоя, а те, кто останется, будут возвращаться к работе постепенно, поэтому уровень вакантности будет высоким.
Во-вторых, покупательский спрос уменьшится, поскольку за время самоизоляции многие люди частично или полностью лишились доходов. Срок восстановления полноценной работы торговых центров будет зависеть от скорости восстановления экономики страны в целом. На мой взгляд, на это уйдет не менее 8-10 месяцев. В любом случае кризис будет носить временный характер, и мы, так или иначе, его пройдем.
– Отразится ли этот кризис на отношении руководителей к работникам и посетителям? Ждет ли увеличение цен, уменьшение предоставляемых услуг, сокращение рабочих мест или зарплаты?
– Как я уже сказал, это будет зависеть от макроэкономических показателей. В первую очередь снизится маржинальность бизнесов – разница между себестоимостью и ценой, которую потребитель готов платить за товар, так как поднять отпускные цены будет сложно в связи с очень слабым спросом.
Повсеместное существенное увеличение цен на реализуемые товары, на мой взгляд, невозможно. Не исключено, что оно будет происходить локально за счет роста себестоимости из-за высокого курса валют.
– Как можно руководителям ТЦ минимизировать риски в подобных случаях?
– Как и в случае любых кризисов, собственникам торговых комплексов нужно быть гибкими, искать возможности и для себя, и для арендаторов, уметь договориться с ними. Я считаю, что преодолеть и этот кризис, и все прочие можно только выбрав путь совместной работы над проблемой.
Сейчас же я наблюдаю, что некоторые арендодатели, к сожалению, занимают очень категоричную позицию в переговорах об арендных каникулах. Мне это непонятно. Думаю, что в этой ситуации подобный подход абсурден и может привести к тому, что после окончания карантина в таких ТЦ будет попросту некому работать.
– Не исключено, что после открытия ТЦ люди будут еще долго воздерживаться от посещений подобных мест. Как вы думаете, какие меры должны предпринять руководители ТЦ, чтобы посетители чувствовали себя комфортно и безопасно?
– Я думаю, что падение посещаемости ТЦ – это естественный процесс, так как вирус не пропадет в одночасье, динамика заболеваемости будет снижаться постепенно. Поэтому для всеобщей безопасности какое-то время в моллах потребуется продолжить санитарную обработку помещений, а посетителям – использовать средства индивидуальной защиты.