Источник: ФНП
С 13 августа вступает в силу закон, запрещающий использовать при сделках электронную подпись без письменного согласия ее владельца. Теперь мошенникам будет гораздо сложнее использовать электронные технологии для отъема жилья у граждан. Сохранить все преимущества цифровых технологий в безопасном режиме поможет нотариус.
Об опасности сделок с недвижимостью с применением цифровых технологий широко заговорили весной этого года, когда высокие технологии, которые были призваны повысить уровень оперативности и комфорта проведения сделок, в итоге стали угрозой для прав собственника. Тогда внимание СМИ привлекла история москвича, которого аферисты лишили квартиры с помощью электронной цифровой подписи, которой он не имел и за получением которой никогда даже не обращался.
Журналисты, освещавшие событие, пришли тогда к почти единому мнению, что причина появления цифрового мошенничества — широкое распространение удостоверяющих центров, выдающих ЭЦП, и отсутствие контроля над ними. Ряд экспертов, включая Росреестр, в качестве меры противодействия выдвинули идею усиления контроля над удостоверяющими центрами. Другие эксперты, включая нотариат, обращали внимание на необходимость осуществления гарантий законности действий и сделок, которые можно осуществлять с помощью электронной подписи, а не контролем над фактом ее получения, так как простая письменная форма сделки, тем более в цифровом пространстве, несет в себе значительные риски.
Законодатель счел необходимым принять оперативные меры по устранению угрозы кибермошенничества на рынке недвижимости, результатом стал закон, заработавший сегодня. Теперь для совершения операции по отчуждению недвижимости дистанционно, с помощью электронной цифровой подписи, гражданину нужно будет заранее оформить уведомление о том, что он разрешает регистрировать сделку по документам, направленным в электронном виде за его электронной подписью. Для этого он должен будет лично обратиться в МФЦ и написать соответствующее заявление, либо отправить удостоверенное нотариусом заявление по почте. После этого в ЕГРН будет внесена специальная отметка.
Многие опасались, что такой подход сводит на «нет» все преимущества, которые дают цифровые технологии и гражданам придется тратить больше времени, нервов и денег на хождение по МФЦ. На самом же деле, законодатель сохранил возможность использовать все преимущества цифрового документооборота и провести сделку комфортно и оперативно — в формате «одного окна». Для этого стоит выбрать нотариальную форму сделки: если документы в электронной форме в Росреестр подает нотариус, то наличие отметки не требуется, поскольку нотариус гарантирует достоверность передаваемых сведений.
Обращение к нотариусу дает не только гарантированную защиту сторон сделки, но и является экономически выгодным, его услуги стоят намного дешевле, чем услуги других юристов, при этом только нотариус несет за свою деятельность полную материальную ответственность. Нотариус, удостоверивший сделку, всегда известен, эта информация всегда полна и прозрачна.
Кроме того, нотариус при удостоверении сделки самостоятельно запрашивает необходимые для нее документы в электронном виде, проводит правовую экспертизу, проверяет дееспособность обратившихся граждан, а также соответствие воли и волеизъявления, а после удостоверения сделки направляет документы в регистрирующий орган. Услуга по подаче документов в Росреестр нотариусом совершенно бесплатна для граждан, при этом в случае подачи нотариусом в Росреестр документов в электронном виде право собственности на недвижимость регистрируется в течение всего одного дня.
Таким образом, именно при выборе нотариальной формы для сделки для граждан сохраняются все плюсы внедрения в сделки электронных технологий и обеспечивается гарантия неоспоримости сделки и достоверности сведений государственных реестров.