Самым уязвимым сегментом на российском рынке недвижимости становятся торговые центры
Источник: RussianRealty
В текущих условиях, формирующихся на фоне ситуации в Украине и принятых в связи с ней санкций и мер, самым уязвимым сегментом на российском рынке недвижимости становятся торговые центры. Об этом рассказал Руслан Сухий, руководитель инвестиционно-девелоперской компании «Рентавед».
Как отмечает эксперт, для рынка торговой недвижимости ближайшие месяцы будут весьма непростыми. Многие иностранные компании заявляют о приостановлении деятельности или желании покинуть российский рынок. Это неминуемо грозит ростом объема вакантных площадей и снижением арендных ставок.
Часть зарубежных арендаторов уже начали просить собственников торговых помещений о пересмотре условий сотрудничества, скидках или даже арендных каникулах на время приостановки работы. К данным требованиям начали присоединяться российские ритейлеры, у которых возникли проблемы с поставками товара. Они просят снижения ставок или перехода с фиксированной арендной платы на плавающую, рассчитываемую как процент от прибыли.
«В сегменте стрит-ритейла, на мой взгляд, это приведет к здоровой ротации. Собственники уличных торговых помещений в хороших проходных локациях, как в центре города, так и в спальных районах, чувствуют себя хорошо. Они вряд ли пойдут на уступки, понимая, что на место ушедшего арендатора быстро придет другой, возможно, другого профиля, возможно, российский бренд или иностранная компания из дружественных стран – Китая, Индии, Турции, Бразилии. А вот найти замену ушедшим арендаторам из торговых центров будет непросто. Особенно если речь идет о зарубежных брендах, которые арендовали большие по площади блоки», ‒ объяснил Руслан Сухий.
По оценкам аналитиков инвестиционно-девелоперской компании «Рентавед», доля желающих приостановить деятельность или покинуть рынок зарубежных арендаторов в торговых центрах составляет около 15-20%, а объем занимаемых ими помещений в ТЦ может достигать 30-40%. Такое количество закрытых или пустующих площадей – это очень сильный удар по сегменту.
Другой огромной проблемой для торговых центров становятся расположенные в них кинотеатры.
«До пандемии кинотеатры были одними из ключевых арендаторов торговых центров. Они занимали большие площади и генерировали трафик посетителей в ТЦ. Многие объекты под них специально проектировались и строились. Ковидные ограничения ситуацию перевернули с ног на голову. Доходы от сдачи площадей в аренду кинотеатрам существенно упали. А сейчас и вовсе на фоне новых санкций российская Ассоциация владельцев кинотеатров предупредила, что киносеансы, скорее всего, закончатся в России еще в этом году как из-за бойкота со стороны голливудских студий, так и прекращения поставок импортной техники для кинопоказа», ‒ добавил руководитель инвестиционно-девелоперской компании «Рентавед».
Что делать с большими площадями, которые занимают в российских торговых центрах кинотеатры, ‒ это огромный вопрос для рынка. Как их использовать ввиду технических особенностей, например, высоты потолков и отсутствия окон, никто не знает.