Гибкий, или flex office, – это новый и актуальный формат офисных площадей
Источник: RussianRealty
Востребованность в условиях пандемии формата гибких офисов приведет к переделу всего офисного рынка Москвы, считают аналитики компании Space 1. Проведенное ими исследование показало, что на падающем столичном рынке коммерческой недвижимости по итогам 2020 года увеличится только доля так называемых flex office — прирост сегмента составит 50% (с 1% до 1,5% рынка).
«Рост составил бы и 100%, если бы не коронавирус, – утверждает CEO сети сервисных офисов Space 1 Павел Федоров. – Но даже в нынешних условиях общее падение рынка обернется перераспределением спроса в пользу гибких офисов. Их доля вырастет многократно – как раз за счет огромного притока в сегмент тех арендаторов, которые сейчас и отказываются от классической аренды».
Гибкий, или flex office, – это новый формат офисных площадей, полностью готовых к въезду, быстро адаптируемых под потребности клиента (брендинг, планировка) и сдающихся на гибких (сроки и площади аренды) условиях. В ставку аренды уже включены мебель и оборудование, услуги клининга, ресепшн и охрана, интернет, расходники для принтера и прочие офисные расходы. При этом flex office – не коворкинг, а полноценный изолированный офис, рассчитанный минимум на 30–50 сотрудников, со всей необходимой инфраструктурой – рабочими пространствами, переговорными, кухнями и зонами отдыха.
Но если раньше этот формат был востребован в основном IT и telecom-компаниями, банками и проектными командами, то после начала пандемии гибкими офисами начали интересоваться также ритейл, окологосударственные, производственные и FMCG-компании. Изменилось и качество запросов, отмечает Павел Федоров: если раньше в месяц на гибкие офисы поступало 15–20 заявок, часто просто чтобы познакомиться с форматом на будущее, то в марте – апреле – уже по 10–15 конкретных запросов на переезд во flex-формат.
Запросы скорректировались и содержательно: в ТЗ на гибкие офисы сокращается количество постоянных рабочих мест. Те, кто в начале года запрашивал 100 постоянных мест, теперь просят 80 постоянных + 20 для временной работы, зоны hotdesking стали обязательными; увеличился спрос на комнаты для совещаний, кабины для телефонных переговоров, добавились требования к полноценному оборудованию для видеоконференций. Средний срок потенциальной аренды также изменился: если раньше компании интересовала возможность выхода из договора через 18–24+ месяца, сейчас это 12+ месяцев, при этом за большую свободу «маневра во времени» компании готовы доплачивать +10–15% к ставке).
«Гибкими офисами интересуются компании двух категорий, – объясняет Павел Федоров. – Первая – департаменты или бизнес-юниты крупных компаний, которые быстро растут. Это чаще всего IT-подразделения или подразделения, связанные с новыми для компании продуктами. У них есть определенные требования к рабочим местам, в первую очередь это безопасность и комфорт сотрудников. И они получают полноценный закрытый, профессионально обслуживаемый офис с возможностью расширения в случае их дальнейшего роста в горизонте 2–3 лет. При этом им не нужно тратить деньги на ремонт, оборудование и мебель. Вторая категория – средние компании со штатом 50–150 человек, которые выросли и решают, что выгоднее: “заложиться” на 4-5 лет – арендовать офис “в бетоне”, потратить несколько десятков миллионов на его ремонт “под себя” и через полгода въехать в него – или завтра же сесть в гибкий офис, готовый, кастомизированный и брендированный под них. Большинство выбирает второй вариант, это легче и менее рискованно, чем вынуть существенное количество денег из оборота, который сейчас гораздо менее предсказуем».