Случаи мошенничества с жильем происходят все чаще
Источник: RussianRealty
Случаи мошенничества с жильем происходят все чаще.
Если раньше мошенники обращались уже к тем, кто продал квартиру, то сейчас они обращаются к пожилым гражданам и манипулятивными методами вынуждают продать имущество и перевести деньги на их счет.
Один такой случай был выявлен специалистами агентства недвижимости «Этажи» Москва, но факт мошенничества удалось предотвратить.
«Московская гильдия риелторов оповестила нас о подобных случаях мошенничества, и несколько месяцев назад мы ужесточили правила сделок с пожилыми клиентами.
Если раньше обязательное медосвидетельствование с врачом было от 75 лет, то сейчас от 70 лет. Но это не всегда помогает, так как возраст людей, которые становятся жертвами мошенников, абсолютно разный. На данный момент, мы сообщаем обо всех подозрительных случаях в правоохранительные органы для проверки», – комментирует директор московского филиала компании «Этажи» Евгений Затонский.
КАК ДЕЙСТВУЮТ МОШЕННИКИ
Клиент обратился на горячую линию «Этажей» с запросом на продажу квартиры, и дежурный специалист Дан Ким обработал звонок, договорился о встрече с продавцом в тот же день. Клиентом была женщина пенсионного возраста. На вопрос о целях продажи она ответила, что хочет купить квартиру ее знакомой по хорошей цене. Агент по недвижимости договорился о том, что сделает аналитику по цене, и они выставят квартиру на продажу.
«Согласно аналитике рынка, я предложил выставить квартиру за 11 000 000 рублей, она находилась рядом с метро, трехкомнатная, нужен был ремонт, но объект очень ликвидный. Женщина перезвонила на следующий день и сказала, что очень быстро хочет продать жилье, поэтому стоимость ставим с хорошим дисконтом. На этом моменте у меня возникли подозрения, так как уже были случаи мошенничества с пенсионерами», – рассказывает агент по недвижимости Дан Ким.
Странное поведение клиента началось, когда уже был найден покупатель, и они встретились подписать авансовое предложение. На вопрос, куда переезжает женщина, какая стоимость другой квартиры, нужна ли помощь со сделкой – прямого ответа не было. Близких родственников, по ее словам, у нее нет и решение она принимает сама. Но при этом каждый раз при подготовке сделки ей было необходимо что-то согласовать, и она возвращалась с ответом через несколько часов.
Пожилая женщина хотела провести сделку оперативно и получить деньги от продажи наличными. Покупателя нашли быстро, но на моменте согласования сделки у него возникла проблема – не было возможности оплатить наличными – поэтому сделку назначали на ближайшую дату по безналичному расчету. На данном этапе уже известили руководителя юридического департамента Юлию Быкову и директора бизнес-пространства.
«На встрече я задавала ей уточняющие вопросы о том, как она поедет после сделки, в какую квартиру переезжает и как ее будет покупать. Она либо не давала прямого ответа, либо ссылалась на знакомого, называя его то сыном, то мужем подруги. Потом уже я рассказала про подобные случаи мошенничества, дала ей брошюру с информацией об этом. Постепенно в ходе беседы клиент выходил из закрытого психологического состояния и стал более включено слушать. Я упомянула, что если ей знакомы подобные ситуации, то стоит обратиться в правоохранительные, и необязательно рассказывать об этом нам», — рассказывает Юлия Быкова, руководитель юридического департамента «Этажи» Москва.
После встречи об этой ситуации оповестили директора московского филиала Евгения Затонского. Он передал контакты сотрудника полиции, который специализируется на подобных случаях, и агент «Этажей», который вел сделку, оперативно с ним связался и рассказал все детали. В результате сотрудники полиции опросили пожилую женщину, и она призналась, что уже перевела какую-то сумму людям, которые представились сотрудниками Центробанка. И оказалось, что продажа квартиры напрямую связана с этой махинацией, а она сама продавать жилье не хотела. Факт мошенничества удалось предотвратить.
КАК РАСПОЗНАТЬ МОШЕННИКА
Вам могут позвонить, прислать СМС, электронное письмо или сообщение с сомнительной ссылкой в социальной сети или мессенджере, в том числе от имени вашего знакомого, также мошенник может представиться сотрудником какой-либо организации.
С вами говорят о деньгах (как о подозрительных операциях по вашей карте, так и о внезапном выигрыше, возможности получить компенсацию от государства или вложить деньги в высокодоходный инструмент).
Вас просят сообщить какие-либо данные (номер карты, срок ее действия и баланс, код безопасности (три цифры на обратной стороне карты), код из СМС или пуш-уведомлений, ПИН-код, логин и пароль от банковского приложения, какие карты и вклады у вас открыты).
Вас пугают, торопят, не дают права выбора, пытаются вызвать чувство жалости, чтобы вы действовали импульсивно.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ЗВОНКИ И СООБЩЕНИЯ
В случае, если с вами связались самостоятельно, говорят о деньгах, пытаются вывести из равновесия (торопят, пугают, пытаются вызвать чувство жалости) и просят сообщить конфиденциальные данные, скорее всего, это мошенники.
Если вам пришло сообщение о неожиданном списании средств, не звоните по указанному в сообщении телефону и не переходите по ссылке. Позвоните в банк по телефону горячей линии, который указан на обратной стороне банковской карты.
В случае, если вам поступил подозрительный звонок или сообщение после проведенной сделки по продаже недвижимости, рекомендуем вам связаться с Агентом для уточнения информации о возможном запросе о перечислении денег со счета/раскрытия аккредитива, либо обратиться в любую дежурную часть или отделение полиции для подачи заявления о проведении проверки.
КАКИЕ ФРАЗЫ ПРОИЗНОСЯТ МОШЕННИКИ
- «Для сохранности ваших денежных средств мы откроем специальную ячейку, на которую будут переведены ваши деньги на время проведения расследования...»
- «На вас оформили кредит (Вам одобрили заявку по кредиту)...»
- «С вашего счёта хотят перевести деньги в другом городе...»
- «Зафиксирована попытка войти в ваш личный кабинет...»
- «Голосовой помощник: «Сообщите СМС-код»
- Робот: «Ваша карта заблокирована, перезвоните, пожалуйста, по номеру...»
- «В каких еще банках у вас открыты счета?»
- «Ваши средства находятся в опасности. Чтобы избежать финансовых потерь, необходимо перевести сбережения на безопасный счёт...»
- «Давайте уточним остаток средств на вашей карте...»
- «Продиктуйте код для отмены мошеннической операции...»