Вслед за flex-офисами принципы «гибкости» становятся востребованными и в других сегментах рынка недвижимости
Источник: RussianRealty
Вслед за flex-офисами, которые уже, по сути, стали «новой классикой» на офисном рынке, принципы «гибкости» в сегодняшних условиях становятся востребованными и в других сегментах рынка недвижимости. К такому выводу пришли специалисты UNK corporate interiors на основе анализа рыночной ситуации и статистики запросов на проектирование в марте 2022 года.
Flex-офис, или гибкий офис, за последние два года стал основным форматом обустройства офиса в столице и крупных городах, отмечает управляющий партнер UNK corporate interiors Николай Миловидов. «Этот тип рабочего пространства подразумевает мультифункциональность и способность быстро перестраиваться под различные задачи. Сейчас принципы гибкости будут активно внедряться при проектировании различных типов объектов недвижимости», — считает эксперт.
Торговая недвижимость
Заявленный уход с российского рынка большого количества иностранных брендов в марте 2022 года в ближайшее время может привести к значительному высвобождению площадей в торговых центрах. И теперь владельцам объектов необходимо не только в кратчайшие сроки определить новые перспективные точки притяжения, но и переформатировать пространство под новую концепцию. И в дальнейшем, по мнению Николая Миловидова, будет востребована изначально заложенная в проекте возможность быстрого изменения внутреннего пространства ТЦ.
«Много лет при проектировании торговой недвижимости, особенно больших ТРЦ, архитекторы ориентировались на требования к аренде известных западных брендов. Ведь концепция стандартного ТЦ базировалась именно на присутствии в качестве якорных арендаторов крупного продуктового ритейлера и пула международных сетевых магазинов», — говорит Николай Миловидов. – В новой реальности, скорее всего, мы будем иметь дело с множеством различных концепций, которые, к тому же будут изменяться уже в период эксплуатации здания. А значит принципы «гибкости», которые сейчас повсеместно применяются при проектировании офисов, будут актуальны и в торговых проектах. Мы уже видим рост запросов, связанных с проектированием максимально «гибких» интерьеров для ТЦ, предусматривающих и более разноформатную нарезку лотов и различное использование во всевозможных ситуациях общественных пространств. Например, их превращение в тематические ярмарки выходного дня или игровые детские зоны».
Складской сегмент
Уход части иностранных компаний и западные санкции меняют ситуацию и в логистическом сегменте: необходимость оперативного импортозамещения в целом ряде отраслей, от FMCG до стройки, перестраивает привычные цепочки поставок и рождает потребность в складских комплексах, которые быстро адаптируются под хранение различных товарных групп. «Логистический сегмент вынужденно становится более мобильным, сейчас основной запрос от таких клиентов — помещения, которые подойдут для хранения различных товарных групп, условно говоря, склады, рассчитанные сразу на весь рынок, — говорит Николай Миловидов. — Это внутренние пространства, где заранее продумана возможность изменения конфигурации помещений и температурного режима, интеграции разных систем хранения».
Рынок жилья
В кризисных условиях девелоперы задумываются об изменении проектов, ориентируя их на новые параметры спроса. В предыдущие кризисы основным направлением изменений было «измельчание» планировок — после 2014 года, например, в проектах резко выросла доля студий и квартир с европланировками.
У девелоперов возникает потребность проектирования с возможностью максимальной вариативности планировочных решений. Таким образом, застройщики снижают минимальный бюджет покупки квартиры в своих ЖК и максимально расширяют целевую аудиторию.
«Еще один тренд в жилом девелопменте, который появляется сейчас — «гибкий» подход к функции первых этажей, — говорит Николай Миловидов. — Застройщики сохраняют в проектах общественные зоны и лобби, но учитывают при планировке этих пространств возможность сменить их функциональное назначение — отвести значительную часть площадей под коммерческие помещения или под более дешевое жилье. Тем самым, девелоперы рассчитывают при необходимости менять финансовую модель проекта, реагируя на ситуацию в экономике, не только «регулируя» минимальные площади квартир, но и переформатируя нежилые площади».
Компания: Promotion Realty