СТАТЬИ

Московские застройщики недополучат 100 млрд рублей из-за реновации

После анонсирования в Москве программы реновации в 2017 году 4,6% жителей пятиэтажек отказались от планов приобрести квартиру в новостройке

Источник: RussianRealty

 

Около 5% участников реновации в Москве отменили запланированную ранее покупку квартиры в новостройке в связи с объявленной властями программой сноса хрущевок, подсчитали эксперты Аналитического центра НАФИ на основе проведенного по инициативе компании «Метриум» социологического опроса. Это привело к потере московскими застройщиками 92,3 млрд рублей потенциальной прибыли.


По результатам соцопроса* НАФИ и подсчетам экспертов компании «Метриум», московские девелоперы недополучат 92,3 млрд рублей прибыли из-за влияния программы реновации на планы потенциальных покупателей квартир из числа жителей пятиэтажек. Почти 30% из них намеревались улучшить жилищные условия до объявления властями решения о сносе старых домов и предоставлении новых квартир. Из тех, кто для улучшения жилищных условий рассматривал покупку жилья, 54% собирались искать альтернативы на первичном рынке жилья, в том числе в многоквартирных домах. После анонсирования программы реновации в 2017 году, 4,6% жителей пятиэтажек отказались от планов приобрести квартиру в новостройке.


По данным Департамента градостроительной политики Москвы, всего в программу реновации вошли 350,5 тыс. квартир в старых домах. Соответственно, собственники не менее 16,1 тыс. квартир передумали покупать новое жилье в проектах столичных застройщиков, то есть, как минимум, именно такое количество покупок могли совершить участники реновации.
Аналитики «Метриум» отмечают, что это сопоставимо с общим объемом рынка массового жилья в Москве. Так, в сентябре в столичных новостройках эконом- и комфорт-класса были представлены 16,9 тыс. квартир.


При этом, согласно опросу, в среднем жители пятиэтажек, отказавшиеся от своих планов, рассчитывали потратить на приобретение новой квартиры около 5,7 млн рублей. Таким образом московский рынок коммерческого жилья лишился покупателей с общим объемом средств, составляющим порядка 92 млрд рублей.


«Денежные потери, на мой взгляд, даже превышают 100 млрд рублей, – комментирует Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group. – Среди покупателей квартир в нашем проекте комфорт-класса «Level Амурская» есть жители районов с пятиэтажками, и опыт подсказывает, что нередко одна семья приобретает две квартиры. В частности, пожилые родители и взрослые дети таким образом разъезжаются, используя вырученные от продажи старого жилья средства, скажем, как первый взнос по ипотеке. Соответственно, количество несостоявшихся сделок вполне может превышать 20 тысяч».


Также участники программы реновации в ходе соцопроса раскрыли свои планы по покупке дополнительных площадей и квартир. Порядка 70% опрошенных не собираются ничего приобретать, тогда как 10% признались, что планируют купить либо дополнительную площадь, либо квартиру в доме, построенном по программе реновации. Эксперты «Метриум» отмечают, что в этом случае также речь идет о фактически недополученной застройщиками прибыли от возможных дополнительных продаж наиболее платежеспособным переселенцам из пятиэтажного жилого фонда.


«Как и прогнозировали наши эксперты ранее, программа реновации все же создает дополнительный источник конкуренции на московском рынке жилья, – резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – С одной стороны, это хорошо, ведь появление альтернативных вариантов решения жилищного вопроса москвичей подтолкнет коммерческих девелоперов к более гибкой ценовой политике и улучшению качества собственных проектов. С другой стороны, конкуренция между московскими строительными компаниями и без того высока (они реализуют более 360 проектов новостроек одновременно), а между тем условия работы осложняются реформой долевого строительства и ростом себестоимости, из-за чего привлекать клиентов всё сложнее. В такой ситуации остается рассчитывать на максимально плавный, поэтапный характер реализации программы реновации, который не вызовет резких скачков предложения нового жилья в Москве, с одной стороны. А с другой – понимать, что потенциальный спрос не выплеснулся бы на рынок сразу и недополученная прибыль застройщиков – это растянутая во времени величина».


*Исследование было проведено в Москве методом онлайн-опроса CAWI (Computer Assisted Web Interview) среди жителей Москвы, имеющих в собственности квартиру, включенную в программу реновации. Размер выборки – 873 респондента. 

 

Компания: Метриум Групп