Статьи

Большинство столичных ипотечников приобрели квартиру в кредит, имея на стартовый взнос менее одного миллиона рублей

Источник: RealEstate

 

Наибольшая доля граждан, покупающих в Москве жилье в кредит, на момент оформления ипотечного договора имеют менее миллиона рублей собственных средств. Чаще всего они располагают лишь суммой, необходимой для внесения первого взноса, сообщили в «БЕСТ-Новострой».

 

По оценке аналитиков, 45 процентов заемщиков, решаясь на покупку квартиры в новостройке эконом- или комфорткласса, имеют на руках не более 1 миллиона рублей. 23 процентам удается к моменту заключения сделки скопить 1-2 миллиона, с суммой от 2 до 3 миллионов собственных средств «вступают» в ипотеку 13 процентов покупателей. Минимальная доля — 8 процентов — вносят первоначальный взнос в размере 3-4 миллионов рублей.

 

По мнению экспертов, ситуация, когда покупатели безбоязненно берут кредит, имея на руках весьма скромные накопления, является нормальной: для многих ипотека в итоге становится регулирующим фактором — люди, оформившие заем, начинают более ответственно относиться к финансовым аспектам жизни.

 

Как подсчитали аналитики, для большинства московских ипотечников комфортным ежемесячным платежом является сумма в 20-40 тысяч рублей (такой платеж вносят 34 процента заемщиков). 40-60 тысяч в месяц готовы платить 29 процентов граждан, купивших жилье в кредит. Отдавать банку по 60 тысяч и более могут порядка 13 процентов заемщиков.

 

Ранее сообщалось, что в мае 2017-го россияне оформили ипотечных кредитов на рекордную для страны сумму в 140 миллиардов рублей. При этом, как показал опрос, проведенный сервисом «Рамблер/новости» зимой 2017-го, почти половина граждан негативно относятся к ипотеке.

Об определении налоговой базы по налогу на имущество при изменении кадастровой стоимости

Опубликовано письмо Минфина от 20 июня 2017 г. № 03-05-04-01/38266, в котором сообщается, что сведения об уменьшенной кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 23 июня 2017 г. № БС-4-21/11953@

 

О ПРИМЕНЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ,

ПЕРЕСМОТРЕННОЙ В СВЯЗИ С НЕДОСТОВЕРНОСТЬЮ СВЕДЕНИЙ

ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОСТИ

 

Направляем для руководства и учета в работе письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-05-04-01/38266 о применении при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц кадастровой стоимости, пересмотренной в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости.

Указанные разъяснения Минфина России необходимо довести до сотрудников налоговых инспекций, осуществляющих администрирование налогообложения недвижимого имущества, а также до исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных утверждать результаты государственной кадастровой оценки, в целях рассмотрения оснований применения положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации при утверждении изменений в результатах такой оценки.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

 

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 июня 2017 г. N 03-05-04-01/38266

 

В связи с поступающими в Минфин России многочисленными обращениями граждан и организаций по вопросу об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости Департаментом налоговой и таможенной политики с участием Минэкономразвития России сообщается следующее.


На основании пункта 2 статьи 375, пункта 15 статьи 378.2, пункта 1 статьи 391 и пунктов 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.


Так, в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.


Данная норма Налогового кодекса корреспондирует с положениями части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".


Между тем статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ предусмотрено два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости;

2) установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

При этом в рамках пересмотра кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости установление новой кадастровой стоимости по результатам рассмотрения таких заявлений комиссией не предусмотрено.


В случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято указанное решение.


По итогам определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, вносятся изменения в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.


Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса.


Статьей 5 Налогового кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.


Таким образом, в случае увеличения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости не учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах.


В случае уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие ее пересмотра на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости сведения о такой кадастровой стоимости могут учитываться при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости.

 

Директор Департамента

А.В.САЗАНОВ

Конституционный суд РФ пресек квартирное рейдерство госорганов

На сайте Конституционного суда РФ опубликовано официальное сообщение о принятом постановлении по делу о законности судебной практики по истребованию государством выморочных жилых помещений из собственности граждан - добросовестных приобретателей.

 

Как следует из текста указанного сообщения, по мнению Конституционного суда РФ, норма п.1 ст.302 Гражданского кодекса РФ не допускает истребование выморочного имущества у гражданина, который полагался на данные ЕГРН и прошел регистрацию права собственности на имущество, если только в деле не выявлено, что он знал, либо должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжаться спорным жилым помещением.

 

Получается, что своим постановлением Конституционный суд РФ:

  • возложил на государство бремя несения риска утраты выморочного имущества вследствие бездействия госорганов, уполномоченных на своевременное юридическое оформление (регистрацию) выморочного имущества в госсобственность
  • ввел в судебную практику процессуальную новеллу о необходимости оценки судом действий уполномоченных госорганов по своевременному юридическому оформлению (регистрации) выморочного имущества в госсобственность
  • оставил для уполномоченных госорганов возможность истребовать имущество фактически лишь в том исключительном случае, когда в суде будет доказано, что приобретатель знал или должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжаться спорным имуществом.Похоже, принятое Конституционным судом РФ постановление, с детальным содержанием которого еще только предстоит познакомиться, кардинально разворачивает судебную практику в пользу граждан - добросовестных приобретателей жилья, формально являвшегося выморочным имуществом. 

Похоже, принятое Конституционным судом РФ постановление, с детальным содержанием которого еще только предстоит познакомиться, кардинально разворачивает судебную практику в пользу граждан - добросовестных приобретателей жилья, формально являвшегося выморочным имуществом.

В этом видится практический смысл: государство готово лишить уполномоченные госорганы рейдерского заработка на перепродаже выморочного имущества во имя социального умиротворения.

 

Ниже приводится текст опубликованного на сайте Конституционного суда РФ сообщения.


 

22 июня 2017 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ

 

22 июня 2017 года Конституционный Суд РФ запретил отбирать жилье у добросовестных покупателей. Слушание дела о проверке конституционности пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ состоялось 2 июня 2017 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Дубовца Александра Николаевича.

 

Справка

Согласно оспариваемой норме, если добросовестный приобретатель купил имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, то собственник вправе истребовать это имущество только в тех случаях, когда оно утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

 

История вопроса

В мае 2015 года Никулинский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Департамента городского имущества г. Москвы о выселении А.Дубовца из приобретенной им в 2008 году квартиры и передаче ее в собственность города, поскольку не признал его добросовестным приобретателем. Кроме того суд установил, что факт выбытия имущества из владения собственника помимо его воли доказан, и следовательно добросовестность приобретателя не имеет значения. А. Дубовец стал последним покупателем в цепочке договоров купли-продажи квартиры москвича, умершего в 1994 году и не имевшего наследников. Вышестоящие судебные инстанции, в том числе Верховный Суд РФ, подтвердили решение районного суда. Суды исходили из того, что спорная квартира является выморочным имуществом и выбыла из владения собственника – города Москвы в результате противоправных действий третьих лиц. В июне 2016 года против решений судов по делу А. Дубовца безуспешно выступила Генеральная прокуратура РФ, которая направляла в Верховный Суд РФ кассационное представление с требованием пересмотреть дело.

 

Позиция заявителя

По мнению заявителя, позволяя произвольно толковать понятие «добросовестный приобретатель» и изымать недвижимое имущество у последних приобретателей, право собственности которых и законность всех предшествовавших приобретению этого права сделок признавалась государством, оспоренная норма нарушает ряд статей Конституции РФ. В частности, полагает заявитель, норма противоречит Основному закону, согласно которому каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен его, а также указывающему, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Заявитель также считает, что оспоренная норма нарушает баланс частных и публичных интересов, поскольку чрезмерно ограничивает права последних покупателей. Исходя из этого, заявитель просит признать п. 1 ст. 302 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 35 (части 1, 2, 3), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3).

 

Позиция Суда

Правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать соблюдение конституционного права граждан на жилище. При этом оно должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений.

Смысл оценочного понятия «добросовестный приобретатель» раскрыт в самой оспариваемой норме и конкретизирован Конституционным Судом в Постановлении от 21 апреля 2003 года № 6-П. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/ 22, а также в обзорах судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей по искам государственных органов и органов местного самоуправления, ему дано уточняющее разъяснение. Поэтому данное понятие не может рассматриваться как вносящее неопределенность в правовую норму.

Между тем, оспоренная норма не учитывает ненадлежащего исполнения своих обязанностей компетентными органами публичной власти, которые знали или должны были знать о наличии жилого помещения как выморочного имущества, но не предприняли своевременных мер для его регистрации в установленном порядке.

Истребование выморочного имущества у добросовестного приобретателя по искам органов публичной власти не должно происходить без учета факта государственной регистрации права собственности на жилое помещение и без оценки действий публичного собственника в лице уполномоченных органов. Иное означало бы существенное ограничение и умаление права добросовестных приобретателей.

КС РФ постановил, что норма не допускает истребование выморочного имущества у гражданина, который полагался на данные ЕГРН и прошел регистрацию права собственности на имущество, если только в деле не выявлено, что он знал, либо должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжаться спорным жилым помещением.

Правоприменительные решения по делу гражданина Дубовца Александра Николаевича подлежат пересмотру.

 

Председательствует в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич 

Судья-докладчик КАЗАНЦЕВ Сергей Михайлович

По требованию Мосжилинспекции собственнику, захватившему часть общедомового имущества, придется вернуть его в общее пользование

Источник: Мосжилинспекция

 

Житель корпуса 1116 в Зеленограде пожаловался в Мосжилинспекцию на самозахват общего имущества многоквартирного дома одним из собственников.

В ходе проверки указанного жилого дома факты, изложенные в обращении, подтвердились. 

 

Жилищные инспекторы установили, что собственник одной из квартир на 6 этаже самовольно захватил в личное пользование часть приквартирного холла, установив перегородку с дверью.

Мосжилинспекция обязала управляющую организацию, отвечающую за содержание общего имущества, устранить нарушение и привести приквартирный холл в проектное состояние.

 

В рамках исполнения предписания надзорного органа ГБУ «Жилищник района Силино» обратилось в Зеленоградский районный суд города Москвы с целью заставить владельца квартиры, незаконно использующего общее имущество, демонтировать перегородку.

Мосжилинспекция участвовала в судебном разбирательстве в качестве 3-го лица.

 

На днях суд удовлетворил исковые требования управляющей организации.

Теперь ответчику придется разобрать перегородку в добровольном порядке, в противном случае – исполнением судебного решения займется служба судебных приставов.

 

Виктория Абрамченко рассказала в Совете Федерации о практике применения закона 218-ФЗ

Источник: Росреестр

 

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко приняла участие в круглом столе о практике применения федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

 

Мероприятие провел первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров. Виктория Абрамченко представила итоги реализации закона Росреестром за январь-май 2017 года. Замминистра рассказала о вопросах обеспечения защиты прав заявителей при проведении учетно-регистрационных процедур, а также об особенностях нотариально удостоверенных сделок с недвижимостью и сделок, затрагивающих интересы несовершеннолетних собственников жилых помещений.

 

Виктория Абрамченко отметила, что закон «О государственной регистрации недвижимости» направлен на повышение защиты прав на недвижимость. В рамках защиты гарантий инвестиций и права собственности правообладателей в новом законе сделан акцент на совершенствовании процедур и увеличении доли услуг, предоставленных в электронном виде.  На повышение защиты прав граждан также направлен экстерриториальный принцип оказания услуг, который позволяет подать документы на осуществление учетно-регистрационных процедур в любом регионе страны, независимо от места нахождения объекта. По словам замминистра, для обеспечения прав заявителей важное значение имеет проведение качественной правовой экспертизы документов.

 

Замминистра сообщила, что результатом правоприменительной практики Росреестра стало снижение количества решений суда по обжалованию регистрационных действий, принятых не в пользу Росреестра. Так в 2015 году было принято 588 решений не в пользу Росреестра по обжалованию в суде регистрационных действий. Это составило 0,002% от общего количества зарегистрированных за этот период прав, ограничений (обременений) прав и сделок (более 25 млн). В 2016 году не в пользу ведомства принято 215  решений об обжаловании регистрационных действий, что составило 0,001% от общего количества регистрационных действий (около 25 млн).

 

Виктория Абрамченко обратила особое внимание на предоставляемую законом возможность правообладателю недвижимости подать заявление о невозможности проведения любого регистрационного действия в отношении его объекта без его личного участия. По ее словам, эта мера является наиболее действенной для защиты собственника недвижимости от действий мошенников. Росреестр  проводит активную работу по информированию заявителей о такой возможности. Замминистра обратилась к Совету Федерации и участникам круглого стола с просьбой оказать поддержку в проведении информирования граждан о такой возможности.

 

Виктория Абрамченко подчеркнула, что закон «О государственной регистрации недвижимости» установил повышенную ответственность регистраторов прав за совершенные действия. В частности, закон конкретизировал ответственность, как органа регистрации прав, так и непосредственно государственного регистратора прав.

 

Говоря о нотариальном удостоверении сделок, Виктория Абрамченко отметила, что государственный регистратор в случаях, когда сделка совершается представителем собственника, в обязательном порядке проверяет наличие нотариальной доверенности от собственника с помощью информационной системы нотариата. Совершение такой операции стало возможным благодаря налаженному информационному взаимодействию Росреестра и нотариата.

 

Виктория Абрамченко предложила  комитету Совета Федерации рассмотреть возможность перехода на идентификацию личности по нескольким параметрам при совершении сделок с недвижимостью в электронной форме. «Мы переходим на цифровую экономику. Находимся сейчас в режиме, когда опробуются новые технологии, говорим о том, что регистрация прав должна совершаться с использованием технологии блокчейн. Одновременно обсуждаем введение обязательной нотариального удостоверения сделок по регистрации прав на жилые помещения граждан. Имеет смысл обсуждать эти два вопроса во взаимосвязи. Поэтому необходимо говорить о том, что нужно работать в рамках идентификации заявителя не только с помощью усиленной цифровой электронной подписи, но и еще одновременно по трем параметрам, как в пилотном проекте Центрального банка России, – голос, лицо  и отпечаток пальца», - сказала Виктория Абрамченко.

 

На заседании было принято решение проводить мониторинг хода реализации закона «О государственной регистрации недвижимости», в том числе по регистрации сделок  с участием незащищенных слоев населения. Итоги мониторинга позволят принять решение о необходимости совершенствования закона № 218-ФЗ.

 

В круглом столе также приняли участие представители Минфина России, Минэкономразвития, Минстроя России, МВД России, Счетной палаты, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам человека, Росреестра, Федеральной нотариальной палаты, общественных организаций. 

Преобразование земельных участков под жилыми домами допускается по решению собственников помещений

Опубликовано письмо Минэкономразвития от 25 апреля 2017 г. № Д23и-2358, в котором сообщается, что преобразование земельных участков, занятых многоквартирными домами, возможно только в случае наличия соглашения между собственникам помещений в многоквартирном доме об образовании земельного участка.

 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 апреля 2017 г. № Д23и-2358

 

ПО ВОПРОСУ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение и сообщает.


В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

 

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

 

Согласно части 2 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) под комплексными кадастровыми работами в целях Закона N 221-ФЗ понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

- земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

- земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;

- зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законном N 218-ФЗ порядке.

 

При этом необходимо отметить, что земельные участки, занятые многоквартирными домами, как следует из обращения, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет и, соответственно, согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таких многоквартирных домах.

 

В связи с этим, согласно пункту 5 статьи 11.2 Земельного кодекса преобразование таких земельных участков, занятых многоквартирными домами, возможно только в случае наличия соглашения между собственникам помещений в таком многоквартирном доме об образовании земельного участка.

 

Таким образом, комплексные кадастровые работы не выполняются в целях перераспределения земельных участков, поскольку образование земельных участков путем перераспределения является самостоятельной процедурой, регулируемой статьей 11.7 и Главой V.4 Земельного кодекса.

 

Приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 387 "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке" утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.

 

В настоящее время форма карты-плана территории и требования к ее подготовке установлены приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 734 "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке".

 

При этом пунктом 2 Приказа N 734 установлено, что до 1 июля 2017 г. для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены карты-планы территории, подготовленные в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке карты-плана территории, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

 

Дополнительно сообщаем, что XML-схема используемая для формирования XML-документа - карты-плана территории в форме электронного документа установлена приказом Росреестра от 16 марта 2017 г. N П/0115 "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - карты-плана территории в форме электронного документа", и считается введенной в действие по истечении двух месяцев со дня ее размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru.

В Москве растет количество сдаваемого в аренду элитного жилья: с начала года предложение ультрадорогих квартир выросло на треть

Источник: RealEstate

 

Количество предложений аренды ультрадорогих квартир в Москве с начала 2017 года выросло на 35%. Об этом сообщается в пресс-релизе консалтинговой компании Kalinka Group. Под ультрадорогими квартирами понимаются лоты стоимостью от $25 тыс. (1,5 млн руб.) в месяц.

 

Рост количества таких предложений связан с возвращением на рынок качественных объектов, дефицит которых остро ощущался с 2016 года, сообщается в пресс-релизе. Кроме того, некоторые арендодатели вложили существенные суммы в отделку и дизайн сдаваемой недвижимости, что привело к ее переходу в более высокую ценовую категорию.

 

Обычно элитные квартиры сдают в аренду владельцы, переехавшие в другой город или за границу, но не желающие продавать дорожающие активы, объясняют в Kalinka Group. Как правило, такие объекты не представлены в открытых продажах, и агентства недвижимости, владеющие эксклюзивными правами на реализацию, сами рассылают предложения ключевым клиентам.

 

Самая дорогая на сегодняшний день квартира в Москве сдается в аренду за 1,7 млн руб. в месяц. Цена предыдущей рекордсменки составляла 1,85 млн руб. в месяц. Всего, как отмечают эксперты, квартир с ежемесячной стоимостью более 1 млн руб. в Москве не больше сотни, и чаще всего их арендуют «либо экспаты, либо частные компании в представительских целях».

В ЦБ ожидают, что спад в жилищном строительстве продлится до конца года: госпрограммы поддержат последующий за ним рост

Источник: RealEstate

 

ЦБ РФ прогнозирует, что основной спад в жилищном строительстве может прийтись на 2017 год, но он будет неглубоким, в течение нескольких следующих лет поддержку жилищному строительству окажут госпрограммы, говорится в докладе ЦБ о денежно-кредитной политике.

 

В докладе отмечается, что, несмотря на восстановление экономической активности и существенный рост объема ипотечного кредитования, в 2016 году жилищное строительство в целом по России сократилось на 6,5%, а в начале текущего года его падение значительно ускорилось. Наиболее выраженной эта тенденция была в Уральском, Сибирском, Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

 

«Основной причиной негативной динамики ввода в эксплуатацию жилья может служить продолжившееся снижение реальных располагаемых доходов населения при сохранении значительного предложения жилья в большинстве регионов, лидирующих по объему жилищного строительства, а также при ухудшении финансового положения и уходе с рынка мелких и части средних застройщиков», - говорится в докладе регулятора.

 

По оценкам ЦБ, переход годового темпа прироста жилищного строительства в положительную область можно ожидать не ранее второй половины 2017 года. Далее в течение следующих нескольких лет определенную поддержку жилищному строительству должны оказывать реализуемые в настоящее время госпрограммы, а также льготные программы банков и застройщиков, а кроме того, ожидания дальнейшего смягчения условий банковского фондирования.

 

«В частности, среди госпрограмм можно отметить программу «Реновация» по сносу пятиэтажек в Москве, в которую могут войти 7,9 тыс. жилых домов общей площадью около 25,1 млн кв. м, что составляет более 30% от площади жилья, введенного в эксплуатацию в 2016 году по всей России», - указывается в докладе.

 

Напомним, ранее Минстрой спрогнозировал падение ввода жилья не только в 2017-м, но и в 2018 году - из-за поправок в закон о долевом строительстве, ужесточивших требования к застройщикам. «Далее, с конца 2018 года, мы прогнозируем серьезный рост объемов. Наша задача - выходить к 2025 году на 120 млн кв. м жилья», - заявил глава министерства Михаил Мень.

Пресс-конференция президента ФНП: нотариат готов отвечать за безопасность оборота недвижимости в стране

Источник: ФНП

 

19 июня в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялась пресс-конференция президента Федеральной нотариальной палаты Константина Корсика «Нотариальная форма сделок с недвижимостью: результаты и перспективы». На вопросы журналистов также ответили первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, советник министра юстиции Мария Мельникова и начальник юридического отдела ФНП Александр Сагин. 

 

Самой обсуждаемой темой встречи стала перспектива введения обязательной нотариальной формы для всех сделок с недвижимостью. Журналистов интересовала как готовность самого нотариата к выполнению такой масштабной задачи, так и мнение представителей государственной власти относительно необходимости и обоснованности принятия подобной меры. 

 

Как отметил президент Федеральной нотариальной палаты, нотариат готов взять на себя ответственность за безопасность и законность всего оборота недвижимости в стране: «у нас достаточно квалифицированных кадров, налаженная система работы в режиме „одного окна“, экономически обоснованные и доступные для граждан тарифы». Эффективность нотариальной формы подтверждается и значительным снижением количества случаев квартирного рейдерства после решения законодателя вернуть нотариуса в сделки с долями в праве общей собственности, с недвижимостью несовершеннолетних и ограниченно дееспособных лиц. Еще два года назад регулярно всплывали в новостных сводках СМИ и официальных сообщениях органов МВД ситуации, когда собственников долевой недвижимости буквально «выживали» их недобросовестные соседи через продажу микродолей профессиональным шантажистам.. Сегодня доступ на рынок недвижимости таким мошенникам практически заблокирован. 

 

Позицию руководителя нотариата поддержал депутат Госдумы РФ Михаил Емельянов, заявив, что «если нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью физических лиц станет реальностью, „черным“ риэлторам здесь будет делать нечего». По мнению парламентария, укрепление роли нотариуса способствует правовой безопасности граждан. Именно нотариус выполняет ответственную функцию по проверке законности сделки, добровольности и осознанности действий ее сторон, а также незамедлительно информирует правоохранительные органы в случае выявления нарушений и подозрения в недобросовестности участников сделки. Но введение обязательной нотариальной формы сделок с недвижимостью должно происходить постепенно, и этот процесс должен быть максимально взвешенным и продуманным.

 

О недавних случаях задержания преступников благодаря оперативным действиям московских нотариусов рассказал Константин Корсик. В одной из ситуаций нотариус выявил поддельную доверенность на отчуждение недвижимости, в другой — был зафиксирован факт предъявления фальшивого свидетельства об усыновлении в целях оформления наследственных прав на квартиру в Москве. 

 

Продолжая тему борьбы с мошенническими схемами на рынке недвижимости, начальник юридического отдела ФНП Александр Сагин подробно рассказал о новой преступной схеме — аферах с так называемым обратным выкупом квартир. Обман строится на предоставлении лицу займа, когда в качестве обеспечения выплаты долга заемщику предлагают продать кредитору имеющуюся у него недвижимость за «символическую» цену в один-два миллиона рублей с условием последующего выкупа якобы за те же деньги. В результате, когда заемщик возвращает долг и обращается к кредитору за «обратным выкупом» переданной под обеспечение квартиры, ему либо сообщают, что квартира уже продана третьим лицам, либо попросту игнорируют. Шансы, что жертва мошенников докажет факт нарушения своих прав и вернет недвижимость — минимальны. Ни в одном документе, ни в одном реестре наличие такого обременения на квартиру не фиксируется. Процедура государственной регистрации перехода права собственности также не дает участникам сделки гарантий защиты их прав. Единственный способ борьбы с таким мошенниками — отказ от сделок в простой письменной форме в пользу нотариального удостоверения, когда нотариус может вовремя увидеть опасность нарушения прав граждан и предупредить такую ситуацию. 

 

Советник министра юстиции Мария Мельникова отметила, что важным вопросом является обеспечение не только имущественной безопасности россиян, но и безопасности всего гражданского оборота. Значительную роль в решении этой непростой задачи законодатель отводит именно нотариусу. Нотариат, в свою очередь, активно развивается, превращаясь в максимально надежный, доступный и полезный для граждан правовой институт. Мария Аркадьевна также подчеркнула, что расширение полномочий нотариуса не должно происходить без оглядки на существующие обстоятельства, но должно опираться на ряд необходимых шагов, которые создадут наиболее благоприятные для общества условия перехода к нотариальной форме сделок. В ближайших планах нотариата — переход на регистрацию всех нотариальных действий в Единой информационной системе с 1 января 2018 года. Это еще один эффективный барьер против мошенников и гарантия достоверности нотариальных актов. Также к началу следующего года будет принят важный нормативный документ — Регламент совершения нотариальных действий. Он будет содержать подробное описание всех процедур, которые должен совершить нотариус в рамках осуществления того или иного нотариального действия. Четкое следование такому регламенту позволит систематизировать нотариальный процесс и свести к минимуму риски оспаривания нотариальных действий. 

 

В общении спикеров с журналистами неоднократно поднимался вопрос различий в функционале и ответственности нотариуса, риэлтора и регистратора. Риэлтор работает с участниками сделки на этапе ее подготовки, беспристрастный нотариус обеспечивает правовую сторону вопроса, а регистратор непосредственно вносит заведомо достоверные данные в ЕГРП. По словам Марии Мельниковой, логически выстроенная цепочка, когда каждый из трех профессионалов сосредоточен на своем участке работы, обеспечивает стабильность гражданского оборота. Константин Корсик также отметил необходимость эффективного взаимодействия нотариата и Росреестра. Оформляя право собственности на основании нотариально удостоверенного документа, регистратор может быть заведомо уверен в достоверности предоставленных данных, в законности сделки. 

 

В свою очередь Михаил Емельянов подчеркнул, что, в отличие от других посредников на рынке недвижимости, только нотариус несет полную имущественную ответственность за свою работу. Ответственность нотариуса подкреплена многоступенчатой системой страхования, о которой подробно рассказал президент ФНП. Источниками возмещения ущерба в случае ошибки нотариуса служат: индивидуальная страховка нотариуса, коллективная страховка нотариальной палаты, личное имущество виновника и Компенсационный фонд ФНП. Несмотря на то, что минимальный размер суммы, на которую должен быть застрахован каждый российский нотариус, менее года назад был повышен до 5 млн. руб., Константин Корсик сообщил о готовности увеличить эту цифру минимум в двукратном размере — до 10 млн. руб.

 

Традиционно большое внимание журналистов и общественности обращено к вопросу стоимости услуг нотариуса. Президент ФНП отметил, что за последние несколько лет тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью снизились более чем в три раза. Например, тариф на оформление сделки купли-продажи квартиры между посторонними людьми стоимостью 10 миллионов рублей сегодня составляет 25 000 руб. Еще два года назад эта цифра превышала отметку в 75 000 руб. Для сделок, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению, тариф составляет 0,5% от стоимости недвижимости. При этом он ограничен порогом в 20 000 рублей. Если брать в расчет среднюю стоимость недвижимости в стране, то в большинстве случае оформление сделки у нотариуса обойдется не более чем в 10 000 рублей. По мнению депутата Михаила Емельянова, такие траты оправданы и приемлемы, когда речь идет о защите прав собственности и дорогостоящих, прежде всего для физических лиц, сделок с недвижимостью. Аналогичной позиции придерживается и Министерство юстиции РФ. Как отметила Мария Мельникова, затраты на защиту своих прав в случае, если сделка совершена с нарушением закона, многократно превышают стоимость услуг нотариуса. 

 

Таким образом, нотариальная форма выступает надежным щитом для защиты прав собственника, инструментом в становлении безопасного, прозрачного и стабильного оборота недвижимости. В качестве показательного примера глава отечественного нотариата привел континентальную Европу, где более чем в 80% стран, в том числе лидирующих по уровню жизни населения — Германии и Франции, нотариус в силу закона отвечает за юридическую чистоту всех сделок с недвижимым имуществом. «У российского нотариата — огромный потенциал. Это современный интенсивно развивающийся правовой институт, и мы готовы продолжать совершенствовать свою работу», — заявил Константин Корсик. 

 

Более подробно тема нотариальной формы сделок с недвижимым имуществом как эффективного инструмента обеспечения защиты прав граждан и стабильности гражданского оборота будет обсуждаться 30 июня в рамках парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Как побороть долевую бессовестность

Источник: ФНП

 

Телеканал «Москва 24» рассказал истории людей, чьи квартиры превратились в театр бесконечных боевых действий из-за того, что доля недвижимости их родственников оказалась в руках мошенников. 

 

Герои репортажа — жертвы квартирного рейдерства. И все они не первый год держат оборону, пытаясь защититься от «профессиональных соседей», которые в борьбе за квадратные метры, не гнушаясь никакими методами, выживают из них законных беззащитных собственников, вынуждая их продать свою долю по цене значительно ниже рыночной или же требуя приобрести их долю по неподъёмной для жертвы цене. Кому-то «насолила» бывшая жена, желающая отомстить за старые обиды и подарившая ради этой цели свою долю совершенно постороннему человеку. Кто-то получил «удар» от родственников, желающих поскорее освободить жилплощадь и стать единоличным собственником. В общем, истории у всех разные, а схема, пользуясь которой нечистые на руку дельцы пытаются выжить хозяев из квартир, по сути — одна. 

 

По закону любое лицо, решившее продать свою долю в объекте недвижимости, обязано, прежде всего, проинформировать об этом других совладельцев недвижимого имущества с целью реализации их права на преимущественную покупку указанной доли на реальных ценовых условиях. После чего участникам долевой собственности дается 30-дневный срок, в течение которого они могут заявить о своем желании приобрести предлагаемую к продаже долю. И только в случае неполучения ответа от совладельцев в течение указанного времени или их отказа от предложенной оферты, собственник получает право распорядиться имеющейся долей в пользу третьих лиц. Что важно — ценовые условия продажи доли должны совпадать с теми, что изначально были предложены совладельцам объекта недвижимости. До введения обязательной нотариальной формы для сделок купли-продажи, это правило зачастую игнорировалось, никто не проверял, уведомлены ли сособственники продавца. Как итог — огромное количество сособственников, права которых были нарушены, а также разгул «квартирного рейдерства». 

 

Сделки с долями всегда были проблемным сегментом рынка недвижимости, наведение порядка в нем законодатель доверил нотариату, поручив нотариусам контроль за соблюдением преимущественного права покупки и обеспечение законности в сделках с долями, для того, чтобы уменьшить число подобных трагедий. 

 

Одна мошенники нашли возможность реализации «темных» схем. Когда законодательно была установлена обязательная нотариальная форма для продажи долей, нечестные владельцы долей перешли к использованию договоров дарения. Так, если собственнику принадлежала 1\3 доля квартиры и он «дарил» 1\25 своей доли, одаряемый переставал быть «посторонним» и мог выкупить оставшуюся часть доли без участия нотариуса. 

 

От подобных мошеннических действий пострадала героиня репортажа Екатерина Толмачёва, которой теперь приходится прорываться в собственную квартиру с боем. Половина квартиры принадлежит незнакомому человеку, который в свою очередь позволил жить в ней неизвестным Екатерине людям. Ранее жилплощадь принадлежала в равных долях её мужу и его бывшей супруге, которая согласилась продать им свою долю, но в день сделки выяснилось, что жильё уже подарено другому человеку. Муж Толмачёвой оказал сопротивление захватчикам, пытавшимся ворваться в квартиру. После чего он оказался за решёткой, Екатерина подозревает, что дело против ее супруга было сфабриковано. 

 

Пенсионерка Ольга Морозова, чья племянница якобы подарила долю жилплощади профессиональному рейдеру после смерти матери, на протяжении двух лет не могла зайти в квартиру, и только после возбуждения уголовного дела о пропаже вещей, хозяйка смогла вернуться в свой дом. За это время недвижимость сменила несколько хозяев, а в целом противостояние сособственников длится уже 4 года. Законодателю удалось быстро прикрыть лазейку для мошенников полностью. В июне 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ, которым была установлена обязательная нотариальная форма для всех сделок по отчуждению долей в недвижимом имуществе. Сегодня нотариусы контролируют все сделки с долями — продажу, мену, дарение. Нотариус, собираясь удостоверять сделку купли-продажи, обязательно проконтролирует, соблюдены ли права сособственников. Если речь идет о договоре дарения, нотариус тщательно проверяет, не является ли сделка притворной. 

 

К сожалению, сейчас ещё ощущаются последствия сделок, совершавшихся до введения обязательной нотариальной формы, когда доли продавали бесконтрольно, и 1/6 квартиры могла быть разделена еще на десяток микродолей. Но сегодня ситуация на рынке недвижимости изменилась коренным образом. И можно смело говорить о том, что с появлением на нем нотариусов — высококвалифицированных юристов, которые несут полную ответственность за удостоверенные ими сделки, возможность реализации мошеннических схем с долями квартир сведена к абсолютному минимуму.